Наблюдение
Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретации поведенческих реакций людей, на основании которых с известной степенью условности можно судить о типологических особенностях личности, о некоторых признаках психопатических черт характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени его эмоциональной возбудимости.
Приведем сокращенный вариант методики наблюдения за поведенческими реакциями человека в процессе общения, предложенной В. Марищуком и В. Рыбалкиным[1]
Оценка путем наблюдения типологических особенностей личности. Изучая типологические особенности человека, можно прийти к выводу о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций.
О силе возбудительного процесса судят по умению преодолевать трудности в работе, упорству в достижении цели, стремлению к самостоятельности в поступках, способности быстро мобилизоваться б случае неудачи и другим показателям. Основанием для отнесения к "слабому" типу являются противоположные показатели.
О силе тормозного судят по степени сдержанности в поступках и в разговоре даже при психотрав миру ющей ситуации, по умению хранить интересные новости, неторопливости в принятии решений, скупой пантомимике и другим показателям.
О подвижности нервных процессов судят по преимущественно быстрому темпу деятельности; легкости и активности в установлении контактов; быстроте адаптации в новой обстановке; живой речи, мимике, общей подвижности.
Оценка особенностей интеллектуальной сферы. Объектом оценки в этом случае является не отсутствие знаний по тому или иному вопросу, а умение оперировать имеющейся информацией и логично излагать мысли. В ситуации общения внимание может быть обращено на следующие алогизмы; отсутствие системности в изложении материала; поверхностный анализ фактов и явно необоснованные заключения, их примитивность; категорические, но необоснованные утверждения; неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц; абсурдные выводы и заявления и т. д.
Признаки психопатических черт характера:
•
бессмысленное упрямство, отсутствие эффекта
от бесед и взысканий;
чрезмерно неустойчивое поведение, постоянные
явно легкомысленные
поступки;
• частые конфликты, немотивированная злобность;
• позерство, выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства; самоунижение, неадекватная пугливость;
• выраженная неупорядоченность и неорганизованность в поведении; извращенный, гипертрофированный педантизм.
О повышении эмоциональной возбудимости судят по ярким мимическим реакциям (в частности, хоботковому рефлексу — губы вытянуты трубкой), выраженной пантомимике, сильному тремору (дрожание рук, ног, щек, век), выраженным позным реакциям (особенно скованности), заметным изменениям артикуляции речи, суетливости, несдержанности и другим признакам. Условные оценки внешних проявлений эмоций приведены в табл. 30.Условные оценки внешних проявлений эмоций по пятибалльной шкале[2]
Изучение организаторских способностей
При этом внимание обращается на умение планировать работу; распорядительность; умение организовать и распределить людей; требовательность; умение контактировать как с руководителями, так и с коллегами и подчиненными; умение прислушиваться к другим мнениям и извлекать из них полезное для выполнения задания; способность контролировать выполнение намеченного плана работы; умение предвидеть исход принимаемых решений и способность увлечь за собой других.
Существуют также другие визуальные методы определения эмоциональных и иных психофизиологических состояний человека. Так, Е. Зинченко разработана методика экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве, которая вполне приемлема и доступна для применения в области управления персоналом и оптимизации отношений в трудовых коллективах. Подробнее эта методика описана в приложении, где изложена также методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
Приёмы стимулирования
эмоций. Фиксирование эмоциональных изменений
Обработка и анализ результатов
1. При обработке результатов тестирования сопоставить показатели до и после эмоциогенного воздействия. При улучшении результата условная оценка +1 очко, при сохранении — 0, при понижении — 1 очко. Окончательный результат определяют алгебраическим сложением полученных очков:
Очки +7 +6 +5 +4 +3 +2 0 +1 -1 -2 -3 -4 -5
Оценка, баллов 9876 5 43 2 1
При наличии меньшего количества недостаточно информативных тестовых показателей можно составить подобную таблицу и с меньшим количеством исходных данных. Например: +5 = 9 баллов; -5 = 1 балл и т. д.
2. Вывести общую оценку эмоциональной устойчивости путем сопоставления результатов исследования внешних проявлений, физиологических реакций при сильных эмоциях и изменений в устойчивости психических процессов с учетом наиболее низких показателей и суммы баллов (табл.4).