Центр психологических инноваций  
Предпочитаемый стиль симпатии (ПТС) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис)

«Симпатия»[1]

 

Вступительная часть   Ранжирование портретов. Психолог раскладывает портреты и порядке нумерации.


 Вопросы, задаваемые клиенту.

1. Посмотрите пожалуйста внимательно на этих людей. Они разные по полу и возрасту и у каждого свой неповторимый характер, не похожий на другие. Представьте себе характеры этих людей.

2. Выберите среди них человека, который вам больше всего нравится.

3. Положите его, пожалуйста, вот сюда. А теперь из оставшихся выберите, кто вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите — от самого вам симпатичного до самого антипатичного.

Когда ранжирование заканчивается, психолог должен переписать номера карточек, выбранных клиентом, а затем вновь разложить их в порядке нумерации.

 


Выявление ведущего стимула симпатии.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых вы только что раскладывали:

 

1.     Кто из этих людей может скорее всего достичь о жизни славы, успеха, и т. д.?

2.   Если бы все эти люди были тяжело больны, за кем вы бы охотнее всего ухаживали?

3.     Кому из них вы бы охотнее помогали в его делах

4.     Кто из них — человек с самым интересным внутренним миром

5.     Кем из них больше всего восхищаются окружающие?

6.     Если бы вы были больны, чья забота была бы вам наиболее приятна?

7.     Кого бы вы взяли на опасное дело, например в разведку?

8.     Кто из них мог бы полюбить вас или сильно привязаться к вам?

9.   У кого во внешнем облике больше всего черт, которые вам вообще нравятся в людях?

10.  С кем охотнее всего вы бы развлекались?

 


Задача психолога – установить, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает клиент тому, кто ему «больше всего нравится».


Психолог предлагает клиенту проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся клиенту — тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, которое ему сделали, то психолог предлагает проранжнровать всех — от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности.


Далее психолог должен дать клиенту пустые карточки. Представьте себе, что на этих пустых карточках — портреты членов вашей семьи   Обозначьте каждого как вам удобно.


А теперь расставьте эти карточки ряд портретом, На какое- место вы бы положили каждого.

 Если изучается несколько ведущих стимулов симпатии, то все повторяется со следующим качеством, чинная от пункта 3. Оценка, каждому члену семьи, ?апус-гие карточки-» которых раскладывались, присваивается условный балл, равный …36 — мест портрета D ряду.

 

Интервью по конкретизации ведущего стимула.

Психолог раскладывает перед клиентом портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу.

Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке.

Что он сейчас делает?

О чем думает?

В каком он настроении?

Кем бы он мог быть лично вам?

Что ему нравится и что не нравится?

Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы.

 


Предъявляемые карточки (распечатать, разрезать, заламинировать)



 

 




[1] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 2003.