«Симпатия»[1]
Вступительная часть Ранжирование портретов. Психолог раскладывает портреты и порядке нумерации.
Вопросы, задаваемые клиенту.
1. Посмотрите пожалуйста внимательно на этих людей. Они разные по полу и возрасту и у каждого свой неповторимый характер, не похожий на другие. Представьте себе характеры этих людей.
2. Выберите среди них человека, который вам больше всего нравится.
3. Положите его, пожалуйста, вот сюда. А теперь из оставшихся выберите, кто вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите — от самого вам симпатичного до самого антипатичного.
Когда ранжирование заканчивается, психолог должен переписать номера карточек, выбранных клиентом, а затем вновь разложить их в порядке нумерации.
Выявление ведущего стимула симпатии.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых вы только что раскладывали:
1.
Кто
из этих людей может скорее всего достичь о жизни славы, успеха, и т. д.? |
2. Если
бы все эти люди были тяжело больны, за кем вы бы охотнее всего ухаживали? |
3.
Кому
из них вы бы охотнее помогали в его делах |
4.
Кто
из них — человек с самым интересным внутренним миром |
5.
Кем
из них больше всего восхищаются окружающие? |
6.
Если
бы вы были больны, чья забота была бы вам наиболее приятна? |
7.
Кого
бы вы взяли на опасное дело, например в разведку? |
8.
Кто
из них мог бы полюбить вас или сильно привязаться к вам? |
9. У
кого во внешнем облике больше всего черт, которые вам вообще нравятся в
людях? |
10. С кем охотнее всего вы бы
развлекались? |
Задача психолога – установить, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает клиент тому, кто ему «больше всего нравится».
Психолог
предлагает клиенту проранжировать все портреты по упомянутому качеству.
Например, если наиболее нравящийся клиенту — тот, кто более других способен
ощутить чувство благодарности за добро, которое ему сделали, то психолог
предлагает проранжнровать всех — от наиболее способного до наименее способного
ощутить чувство благодарности.
Далее психолог должен дать клиенту пустые карточки. Представьте себе, что на этих пустых карточках — портреты членов вашей семьи Обозначьте каждого как вам удобно.
А теперь расставьте эти карточки ряд портретом, На какое- место вы бы положили каждого.
Если изучается несколько ведущих стимулов симпатии, то все повторяется со следующим качеством, чинная от пункта 3. Оценка, каждому члену семьи, ?апус-гие карточки-» которых раскладывались, присваивается условный балл, равный …36 — мест портрета D ряду.
Интервью по конкретизации ведущего стимула.
Психолог раскладывает перед клиентом портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу.
Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке.
Что он сейчас делает?
О чем думает?
В каком он настроении?
Кем бы он мог быть лично вам?
Что ему нравится и что не нравится?
Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы.
Предъявляемые карточки (распечатать, разрезать, заламинировать)