Центр психологических инноваций  


Проект ВААЛ[1]


О языке

Свои мысли для передачи другим людям мы формулируем в языке. Давно было замечено, что одна и та же мысль, но выраженная по-разному, обладает различной силой воздействия. В одном случае она может оставить адресата равнодушным, в другом – подвигнуть к активным действиям. Оказывается, что язык общения, помимо явного смыслового содержания, способен переносить и скрытые импульсы воздействия. Возникли даже науки, которые стали изучать секреты такого воздействия.
Одну и ту же мысль можно выразить многими способами. То, каким образом выражает мысли конкретный человек, можно сравнить с его почерком. Этому почерку присущи устойчивые черты. Анализируя эти черты, можно многое сказать о самом человеке, его характере, жизненной позиции, социальной адаптированности и пр.

Обмен информацией, выраженной в языке, является характерной чертой жизни общества. Анализ средств массовой информации позволяет делать выводы о состоянии умов в обществе, об их психологическом самочувствии, взаимодействии и влиянии на различные социальные процессы.

Гюстав Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов. Их сосредоточенно произносят перед толпами, и немедленно на их лицах появляется уважение, головы склоняются. Многие рассматривают их как силы природы, мощь стихии.»

Система ВААЛ, работа над которой ведется с 1992 года, позволяет прогнозировать эффект неосознаваемого воздействия текстов на массовую аудиторию, анализировать тексты с точки зрения такого воздействия, составлять тексты с заданным вектором воздействия, выявлять личностно-психологические качества авторов текста, проводить углубленный контент-анализ текстов и делать многое другое.

 Области возможного применения

  • Составление текстов выступлений с заранее заданными характеристиками воздействия на потенциальную аудиторию.
  • Активное формирование эмоционального отношения к политическому деятелю со стороны различных социальных групп.
  • Составление эмоционально окрашенных рекламных статей.
  • Поиск наиболее удачных названий и торговых марок.
  • Психо- и гипнотерапия.
  • Неявное психологическое тестирование и экспресс-диагностика.
  • Создание легких в усвоении учебных материалов.
  • Научные исследования в области психолингвистики и смежных с нею дисциплинах.
  • Журналистика и другие сферы деятельности, использующие в качестве инструмента СЛОВО.
  • Социологические и социолингвистические исследования.
  • Информационные войны.
  • Контент-анализ текстов.
  • Мониторинг СМИ.

Система позволяет

  • Оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры текстов и отдельных слов на подсознание человека.
  • Генерировать слова с заданными фоносемантическими характеристиками.
  • Оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры текстов на подсознание человека.
  • Задавать характеристики желаемого воздействия и целенаправленно корректировать тексты по выбранным параметрам в целях достижения необходимого эффекта воздействия.
  • Оценивать звуко-цветовые характеристики слов и текстов.
  • Производить словарный анализ текстов.
  • Осуществлять полноценный контент-анализ текста по большому числу специально составленных встроенных категорий и категорий, задаваемых самим пользователем.
  • Производить выделение тем, затрагиваемых в текстах, и осуществлять на основе этого автоматическую категоризацию.
  • Производить эмоционально-лексический анализ текстов.
  • Настраиваться на различные социальные и профессиональные группы людей, которые могут быть выделены по используемой ими лексике.
  • Производить вторичный анализ данных путем их визуализации, факторного и корреляционного анализа.

Дополнительную информацию о системе ВААЛ Вы можете получить в Интернете на сайте http://www.vaal.ru



[1] Белянин Валерий Павлович, доктор филологических наук, профессор МГУ, член международных научных организаций (МАПРЯЛ, ISAPL, AAASS).

2. Дымшиц Михаил, генеральный директор консультационной фирмы "ДЫМШИЦ и ПАРТНЕРЫ"

3. Шалак Владимир Иванович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.