Графологическая
терапия (108 часов):
Запись на данную программу возможна в случае прохождения
как минимум первой ступени обучения по графологической диагностике, либо всей
программы «Психологическая графология» (108 ак.часов).
Темы
занятий:
1. Понятие графологической терапии: Понятие почерка. Проблема изменчивости
почерка. Обоснование возможности психологической коррекции посредством почерка.
Варианты проведения, длительность и принципы графологической терапии.
2. Психографологическая
сессия: описание и структура: Установление раппорта. Разбивка или раскачка
первичного состояния. Заключение контракта.
Этап перевода жалобы в проблему и проблемы в запрос. Постановка цели и определение результата.
Выбор метода работы. Работа. Заключительный
этап. Проверка эффективности работы.
3. Ограничения использования
графологической терапии: Возрастные
границы. Индивидуально-психологические особенности личности клиента. Проблема нормы
и патологии.
4.
Классификация проблем и методы работы с ними: Акцентуации характера.
Специальные проблемы психотерапии. Симптомы проблем в почерке и работа с ними.
5.
Использование графологической терапии в различных направлениях психотерапии: Гештальттерапия.
Трансактный анализ. NLP
(Нейро-лингвистическое программирование).
6.
Графологическая супервизия: Понятие,
принципы проведения, схема анализа психотерапевтической сессии в
графологической супервизии.
Занятия проходят по выходным
дням (оба выходных раз в две-три недели либо один день каждую неделю по
согласованию с группой).
В рамках прохождения
программы предполагается сдача сертифицированного зачета и прохождение
супервизии по навыкам работы с клиентом. По успешному окончанию программы
выдается сертификат на указанное количество часов, дающий право работы в
указанном направлении.
Стоимость программы: 16200
рублей. Оплата возможна единовременно или по частям (оплачивается каждый
учебный день отдельно – 1350 рублей). При единовременной оплате перед началом
семинара слушатель получает скидку 5% от стоимости курса.
Автор
и ведущий курса – действительный член Профессиональной Психотерапевтической
Лиги, официальный преподаватель и супервизор практики, член Общества логотерапии и экзистенциального анализа Смыслова
Галина Александровна.
Курс повышения квалификации
«Графологическая терапия»
108
часов. 5 двухдневных семинаров.
Курс проводит автор Смыслова Г.А.
Действительный член ОППЛ
(общероссийская профессиональная
психотерапевтическая лига),
официальный преподаватель и супервизор
практики ОППЛ, интегративный психотерапевт, психолог.
Обоснование курса:
С помощью
почерка можно не только диагностировать определенные особенности и личностные
черты пишущего, но и проводить психологическую коррекцию фиксируемых в почерке
личностных черт.
Графологическая
терапия – это психологическая коррекция личностных состояний посредством
изменения почерка человека.
Образовательные
цели и задачи курса:
-
овладение методологией психологической диагностики и коррекции в рамках
графологической терапии личности,
-
формирование базовых представлений о проблеме отражения в почерке личности
человека, о возможности коррекции ряда личностных черт посредством почерка,
-
формирование умения выделять основные характеристики почерка пишущего,
отражающие личностные характеристики человека, и на базе этого составлять
программу психологической коррекции личности.
Цель
курса:
-
расширение сферы приложения психологических знаний для решения
научно-психологических задач, связанных с практикой психологической диагностики
и коррекции личности
1.4.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Курс
«Графологическая терапия» является частью подготовки студентов-психологов. Он
обеспечивает необходимые как теоретические, так и практические знания, умения и
навыки в различных сферах применения психологической диагностики и коррекции –
психологическое консультирование личности, семейное консультирование,
управленческое консультирование, работа с персоналом, психологическое
сопровождение при различных нарушениях (как психических, так и физических),
профориентационное консультирование, педагогическая деятельность и т.д.. Для
специальной подготовки студентов курс может быть углублен и расширен за счет
специальных курсов по отдельным темам, исходя из конкретного вида
профессиональной деятельности.
Содержание курса:
Раздел 1. Теоретические аспекты
графологической терапии
Тема 1. Понятие графологической терапии
Использование графологической диагностики в процессе
психотерапии. Обоснование возможности психологической коррекции посредством
почерка. Варианты проведения графологической терапии. Длительность
графологической терапии. Принципы графологической терапии
Тема 2. Психографологическая сессия:
описание и структура
Установление
раппорта. Разбивка или раскачка первичного состояния. Заключение контракта. Этап перевода жалобы в проблему и проблемы в
запрос. Постановка цели и определение
результата. Выбор метода работы. Работа.
Заключительный этап. Проверка эффективности работы.
Тема 3. Ограничения использования
графологической терапии
Возрастные границы проведения графологической терапии.
Влияние индивидуально-психологических особенностей личности клиента на процесс
и результат графологической терапии. Проблема нормы и патологии в
графологической терапии.
Раздел 2. Практические аспекты
графологической терапии.
Тема
4. Классификация проблем и методы работы с ними
Акцентуации характера: классификация, особенности
почерка при акцентуациях характера, специфика психологической работы,
особенности проведения графологической терапии личности. Специальные проблемы
психотерапии: работа с утратой, депрессивные состояния, суицидальное поведение,
зависимости и созависимости и т.п. Симптомы проблем в почерке и работа с ними:
классификация основных диагностируемых проблем, их типичные проявления в
почерке, специфика работы с ними.
Тема
5. Использование графологической терапии в различных направлениях психотерапии
Гештальттерапия: проблема защитных
механизмов личности и ее взаимосвязь с почерком, зоны осознавания, возможности
применения техник и приемов гештальттерапии в графологической терапии личности.
Трансактный анализ: проявления сценарных процессов в почерке человека,
возможности графологической терапии при коррекции «жизненного пути» личности. NLP (Нейро-лингвистическое
программирование): технические приемы и методы, применяемые в рамках
графологической терапии.
Тема
6. Графологическая супервизия
Понятие
супервизии и графологической супервизии. Принципы проведения графологической
супервизии. Схема анализа психотерапевтической сессии в графологической
супервизии.
Рекомендуемая
литература
Основная:
- Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и характер. М,
1998
- Леонгард К. Акцентуированные личности.
Киев, 1981.
3.
Личко
А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л, 1983.
- Маяцкий В. «Графология». М, 1994.
5.
Моргенштерн
И.Ф. «Психографология». М, 1996.
- Наджимов О.К. Как узнать характер
человека по его подписи.
- Обозов Н.Н. Графологический и
психологический анализ почерка // Персонал. 1992. – № 3-6.
- Сара Д. «Тайны почерка: как по почерку
определить черты вашего характера». М, 1998.
- Смыслов Д.А. «Почерк
как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности» в книге «Психология телесности между душой и телом»/
ред.-сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. – М, АСТ, 2005.
- Смыслова Г.А. «Графологическое
консультирование: преимущества и недостатки метода». Международная
научно-практическая конференция "Психологическое консультирование и
психотерапия: на стыке наук, времен, культур", Астрахань, 2007
- Смыслова Г.А. «Графологическое
консультирование как новое направление практической психологии». Визуальная
диагностика личности в практической деятельности психолога. Сб. научн.
статей /Под ред. д.психолн. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2007
- Смыслова Г.А. «Проявления сценарных
процессов в почерке». Визуальная диагностика личности в практической
деятельности психолога. Сб. научн. статей /Под ред. д.психолн. Е.А.Петровой
– М.: РИЦ АИМ, 2007.
13. Тараненко В. «Почерк, потрет,
характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Киев, 2005.
14. Щёкин
Г. Визуальная
психодиагностика и ее методы: В 2 кн.- К., 1991.
15. Щёкин Г.В. Визуальная
психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. Киев, 2001
Дополнительная:
- Берлов В.Д.
Исследование почерка, как метод психодиагностики личности//вестник
Казанского института организации труда. №5. 1925.
- Бернштейн Н.А. «О построении движений»,
1947
- Графология,
или Учение об индивидуальности письма / Сост. Н. Ахшарумов,
Ф. Тишков. — Рига, 1894.
- Графология:
Определение характера по почерку: Курс в семи уроках / Сост.
А. Вари-нард: Пер. с фр. — Одесса, 1889.
5.
Грифон.
«Эклектика эндемика: [Введение в графологию]: Графология & эссе». 2005.
- Гуревич
Л. Характер и почерк: Размышления о графологии // Знание — сила.
— 1975. — № 2.
7.
Европейский
статут графологии.
- Зуев-Инсаров
Д. Строение почерка и характер. — М.; П., 1922.
- Кулганов В.А., Юначкевич П.И. Метод графологической
психодиагностики личности / Детский психолог:
Вып. 12. Ростов-на-Дону, 1996.
- Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов
В.И. «Речь в криминалистике и судебной психологии».
- Метод графологической психодиагностики личности /
Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. -
СПб., 2004. С.190-205.
- Моблан
Э. Исследование почерка по методу Сен-Моран: Пер. с фр. — Париж,
1988. 10. Обозов Н. Графологический и психологический анализ почерка
// Персонал. — 1992. —№ 3-6.
- Фуа
П. Графология в повседневной жизни: Пер. с фр. — Париж, 1980.
- Щёголев И. «16 типов личности -16 типов
характера». СПБ, 2005.
15. Щёголев И. «Тайны почерка». СПБ, 2004