Центр психологических инноваций  

Графологическая терапия (108 часов):

 

Запись на данную программу возможна в случае прохождения как минимум первой ступени обучения по графологической диагностике, либо всей программы «Психологическая графология» (108 ак.часов).

Темы занятий:

1.  Понятие графологической терапии: Понятие почерка. Проблема изменчивости почерка. Обоснование возможности психологической коррекции посредством почерка. Варианты проведения, длительность и принципы графологической терапии.

2. Психографологическая сессия: описание и структура: Установление раппорта. Разбивка или раскачка первичного состояния. Заключение контракта.  Этап перевода жалобы в проблему и проблемы в запрос. Постановка цели и определение результата. Выбор метода работы. Работа. Заключительный этап. Проверка эффективности работы.

3. Ограничения использования графологической терапии: Возрастные границы. Индивидуально-психологические особенности личности клиента. Проблема нормы и патологии.

4. Классификация проблем и методы работы с ними: Акцентуации характера. Специальные проблемы психотерапии. Симптомы проблем в почерке и работа с ними.

5. Использование графологической терапии в различных направлениях психотерапии: Гештальттерапия. Трансактный анализ. NLP (Нейро-лингвистическое программирование).

6. Графологическая супервизия: Понятие, принципы проведения, схема анализа психотерапевтической сессии в графологической супервизии.

Занятия проходят по выходным дням (оба выходных раз в две-три недели либо один день каждую неделю по согласованию с группой).

В рамках прохождения программы предполагается сдача сертифицированного зачета и прохождение супервизии по навыкам работы с клиентом. По успешному окончанию программы выдается сертификат на указанное количество часов, дающий право работы в указанном направлении.

Стоимость программы: 16200 рублей. Оплата возможна единовременно или по частям (оплачивается каждый учебный день отдельно – 1350 рублей). При единовременной оплате перед началом семинара слушатель получает скидку 5% от стоимости курса.

Автор и ведущий курса – действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, официальный преподаватель и супервизор практики, член Общества логотерапии и экзистенциального анализа Смыслова Галина Александровна.



Курс повышения квалификации

 «Графологическая терапия»

108 часов. 5 двухдневных семинаров.

Курс проводит автор Смыслова Г.А.

Действительный член ОППЛ

(общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига),

официальный преподаватель и супервизор практики ОППЛ, интегративный психотерапевт, психолог.

 

 Обоснование курса:

С помощью почерка можно не только диагностировать определенные особенности и личностные черты пишущего, но и проводить психологическую коррекцию фиксируемых в почерке личностных черт.

Графологическая терапия – это психологическая коррекция личностных состояний посредством изменения почерка человека.

 

Образовательные цели и задачи курса:

- овладение методологией психологической диагностики и коррекции в рамках графологической терапии личности,

- формирование базовых представлений о проблеме отражения в почерке личности человека, о возможности коррекции ряда личностных черт посредством почерка,

- формирование умения выделять основные характеристики почерка пишущего, отражающие личностные характеристики человека, и на базе этого составлять программу психологической коррекции личности.

 

Цель курса:

- расширение сферы приложения психологических знаний для решения научно-психологических задач, связанных с практикой психологической диагностики и коррекции личности

 

 

1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс «Графологическая терапия» является частью подготовки студентов-психологов. Он обеспечивает необходимые как теоретические, так и практические знания, умения и навыки в различных сферах применения психологической диагностики и коррекции – психологическое консультирование личности, семейное консультирование, управленческое консультирование, работа с персоналом, психологическое сопровождение при различных нарушениях (как психических, так и физических), профориентационное консультирование, педагогическая деятельность и т.д.. Для специальной подготовки студентов курс может быть углублен и расширен за счет специальных курсов по отдельным темам, исходя из конкретного вида профессиональной деятельности.

 

 

Содержание курса:

 

Раздел 1. Теоретические аспекты графологической терапии

 

Тема 1. Понятие графологической терапии

Использование графологической диагностики в процессе психотерапии. Обоснование возможности психологической коррекции посредством почерка. Варианты проведения графологической терапии. Длительность графологической терапии. Принципы графологической терапии

 

Тема 2. Психографологическая сессия: описание и структура

Установление раппорта. Разбивка или раскачка первичного состояния. Заключение контракта.  Этап перевода жалобы в проблему и проблемы в запрос. Постановка цели и определение результата. Выбор метода работы. Работа. Заключительный этап. Проверка эффективности работы.

 

Тема 3. Ограничения использования графологической терапии

Возрастные границы проведения графологической терапии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности клиента на процесс и результат графологической терапии. Проблема нормы и патологии в графологической терапии.

 

Раздел 2. Практические аспекты графологической терапии.

 

Тема 4. Классификация проблем и методы работы с ними

Акцентуации характера: классификация, особенности почерка при акцентуациях характера, специфика психологической работы, особенности проведения графологической терапии личности. Специальные проблемы психотерапии: работа с утратой, депрессивные состояния, суицидальное поведение, зависимости и созависимости и т.п. Симптомы проблем в почерке и работа с ними: классификация основных диагностируемых проблем, их типичные проявления в почерке, специфика работы с ними.

 

Тема 5. Использование графологической терапии в различных направлениях психотерапии

Гештальттерапия: проблема защитных механизмов личности и ее взаимосвязь с почерком, зоны осознавания, возможности применения техник и приемов гештальттерапии в графологической терапии личности. Трансактный анализ: проявления сценарных процессов в почерке человека, возможности графологической терапии при коррекции «жизненного пути» личности. NLP (Нейро-лингвистическое программирование): технические приемы и методы, применяемые в рамках графологической терапии.

 

Тема 6. Графологическая супервизия

Понятие супервизии и графологической супервизии. Принципы проведения графологической супервизии. Схема анализа психотерапевтической сессии в графологической супервизии.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная:

 

  1. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и характер. М, 1998
  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

3.     Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л, 1983.

  1. Маяцкий В. «Графология». М, 1994.

5.     Моргенштерн И.Ф. «Психографология». М, 1996.

  1. Наджимов О.К. Как узнать характер человека по его подписи.
  2. Обозов Н.Н. Графологический и психологический анализ почерка // Персонал. 1992. – № 3-6.
  3. Сара Д. «Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера». М, 1998.
  4. Смыслов Д.А. «Почерк как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности» в книге «Психология телесности между душой и телом»/ ред.-сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. – М, АСТ, 2005.
  5.  Смыслова Г.А. «Графологическое консультирование: преимущества и недостатки метода». Международная научно-практическая конференция "Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур", Астрахань, 2007
  6.  Смыслова Г.А. «Графологическое консультирование как новое направление практической психологии». Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. Сб. научн. статей /Под ред. д.психолн. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2007
  7.  Смыслова Г.А. «Проявления сценарных процессов в почерке». Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. Сб. научн. статей /Под ред. д.психолн. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2007.

13.  Тараненко В. «Почерк, потрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Киев, 2005.

14.  Щёкин Г. Визуальная психодиагностика и ее методы: В 2 кн.- К., 1991.

15.  Щёкин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. Киев, 2001

 

 

Дополнительная:

 

  1. Берлов В.Д. Исследование почерка, как метод психодиагностики личности//вестник Казанского института организации труда. №5. 1925.
  2. Бернштейн Н.А. «О построении движений», 1947
  3. Графология, или Учение об индивидуальности письма / Сост. Н. Ахшарумов, Ф. Тишков. — Рига, 1894.
  4. Графология: Определение характера по почерку: Курс в семи уроках / Сост. А. Вари-нард: Пер. с фр. — Одесса, 1889.

5.     Грифон. «Эклектика эндемика: [Введение в графологию]: Графология & эссе». 2005.

  1. Гуревич Л. Характер и почерк: Размышления о графологии // Знание — сила. — 1975. — № 2.

7.     Европейский статут графологии.

  1. Зуев-Инсаров Д. Строение почерка и характер. — М.; П., 1922.
  2. Кулганов В.А., Юначкевич П.И. Метод графологической психодиагностики личности / Детский психолог: Вып. 12. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. «Речь в криминалистике и судебной психологии».
  4. Метод графологической психодиагностики личности / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. С.190-205.
  5. Моблан Э. Исследование почерка по методу Сен-Моран: Пер. с фр. — Париж, 1988. 10.  Обозов Н. Графологический и психологический анализ почерка // Персонал. — 1992. —№ 3-6.
  6. Фуа П. Графология в повседневной жизни: Пер. с фр. — Париж, 1980.
  7. Щёголев И. «16 типов личности -16 типов характера». СПБ, 2005.

15.  Щёголев И. «Тайны почерка». СПБ, 2004