Центр психологических инноваций  

 

Интервью с  Д.А.Смысловым. Сентябрь 2010 г.

 

 

Здравствуйте, Елена.

1. Откуда у Вас проявился интерес к графологии?

Графологией я увлёкся в 1990 году. Интересна для меня она была в первую очередь возможностью быстро распознать личностные черты и потенциальную направленность неизвестного человека. Затем, уже являясь студентом психологического факультета я старался много практиковать с изучением и интерпретацией почерков. Вначале было сложно, но затем многие нюансы стали отрабатываться до автоматизма и я смог «почувствовать» другой почерк. Сейчас своим слушателям объясняю, что изучать исследуемый рукописные материал надо в первую очередь не по содержанию (от него вообще надо временно отказаться, чтобы субъективное мнение или впечатление эксперта не накладывалось на анализ почерка).

2. В советское время астрология и графология считались лженауками. Как современная академическая наука относится к графологии?

Довольно сложно. В отечественной психологии практикующие психологи очень любят проективные тесты, но академическая психология так полностью и не приняла пришедшие к нам в 60-е году прошлого века проективные тесты, обвиняя их в первую очередь в малой структурированности и субъективизме. Большинство известных в настоящее время графологических систем интерпретаций почерков являются по своему содержанию экспрессивной проективной методикой. Проективные методы характеризуются малой стандартизованностью проведения всей процедуры обследования и толкования данных, что оправдано, поскольку изучаются глубинные индивидуальные особенности личности, исследование которых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов. Почерк – это определённый проективный рисунок, некая осциллографическая запись напряжений и расслаблений. Кроме того, графологическое знание крайне интересно в консультационной и психотерапевтической практике. Именно так и называется одно из наших направлений – графологическая психотерапия.

Так исторически сложилось, что развитие научных знаний в плане изучения почерка шло по двум направлениям – медицинско-экспертном (по почерку обучались диагностировать наступление и развитие психических заболеваний, изучали почерки убийц и пр.). Второе направление – криминалистическое (нынешнее почерковедение). Его задача – идентификация почерка, выявление подделки, диагностика состояния пишущего на момент создания документа – пример – прощальное письмо самоубийцы – сам он писал его или кто-то «помогал», диктовал.

Известно очень серьёзное отношение на Западе к почерку и графологии в целом, прежде всего из-за того, что почерк практически невозможно подделать (подделка почерка так же заметна специалисту, как подделка монеты нумизмату). В нашей стране процесс развития графологии и её возвращение к практике идёт медленнее. Но главное – идёт. И тому подтверждение работа психолога-графолога по изучению почерков осуждённых, подследственных, маньяков, наконец, людей и психическими отклонениями в русле психологической экспертизы.

Но в русло академической науки графология, как практический проективный метод (но не самоцель и не единственный метод) идёт своим путём, медленно, но главное – идёт. И уже позади этап, когда к графологии относились как к очередному «магическому» методу работы фокусников и чародеев.

 

3. Где она применяется?

Графология находит применение в следующих сферах:

– в психологии – в проведении психологической экспертизы личности, диагностике личности. Пример – человек имеет право на ношение оружия, он прошёл тестирование и признан годным, но почерк его показывает капризность, обидчивость, злопамятность, частую смену настроений. Дальше думайте сами, что с ним будет дальше по мере нагнетания усталости и проблем.

- Графологические знания находят хорошее применение в работе специалистов по подбору персонала. Мной неоднократно проводились консультации по командообразованию посредством почерков кандидатов на определённые должности или виды деятельности. Приходилось по просьбе руководства находить анонимщиков. Мы проводили анализ писем суицидалов. Всё это достаточно интересно и за каждым почерком – история отдельного человека.

- в психотерапии, как вспомогательный метод выявления этиологии (причин) возникновения того или иного состояния, логики поведения, потенциальных возможностей. В психотерапии почерк вообще оказывается очень полезным для работы с конкретной проблемой.

- я ещё выделяю и самостоятельную работу с собственной личностью – мои слушатели обучаются «читать» собственный почерк и тем самым предупреждать возникновение нежелательных тенденций, которые в обыденной жизни не всегда заметны – пример – наступление переутомления, срывов, депрессии. А некоторые тенденции в себе развивать в силу предрасположенности к определённому виду деятельности – например – знаковые системы (кодировки – язык, музыка, танец, рисование и пр. – всё это даёт возможность выразить свою мысль при помощи разных знаковых систем). То есть, в некотором смысле «сам себе психографолог».

4. Формирования почерка в начальной школе влияет на развитие личности?

Да, влияет. Почерк является индикатором взаимодействия человека с социумом.

Почерк детей в начальной школе для графолога напоминает какофонию звуков. В таком почерке очень много напряжения и усталости. Но это зло во благо. Если ребёнка не научить писать понятно, ему будет не ясно, зачем объяснять другим свои поступки, выводы. Непонятный почерк часто говорит о том, что такой человек не заботится о том, чтобы быть понятым другим. Ну а заодно и себе тоже. Так что начальная школа вынужденно прививает навыки поведения в социуме.

В начальной школе вырабатывается динамический стереотип - формирование у пишущего индивидуальных и относительно устойчиво выработанных признаков почерка, которые запечатлеваются в рукописных текстах, подписях и в которых проявляется индивидуальная совокупность графических навыков.

Довольно интересно наблюдать ещё недавно повсеместное явление — переученных левшей а это как раз ломка динамического стереотипа. При переучивании с левой руки на правую динамический стереотип вынужденно меняется, что чревато рядом проблем. По счастью, практика переучивания левшей с левой на правую руку, в настоящее время практически исчезла. В то же время, мне приходится работать с почерками переученных левшей, и именно у них мы можем наблюдать повышенную невротизацию, проявляющуюся в повышенной чувствительности, тревожности, утомляемости, «стопоре» при обучении определѐнным дисциплинам (например, математике) и т.д., что объясняется ломкой прежнего динамического стереотипа и созданием нового.

 

5. Раньше пользовались перьями, потом чернильной ручкой, что требовало аккуратности при написании. Может ли влиять то, чем пишешь на характер человека?

я бы уточнил – не характер, а отношение к себе, к тому, что ты делаешь и к другим людям. А уже отсюда — идёт корректировка динамического стереотипа.

Шариковая ручка расслабляет руку, а заодно и почерк, а следом – и отношение к себе – почерк – это «концепция видения себя» пишущим. А перьевая ручка не позволяет расслабляться, она заставляет именно писать, а не отписываться, как происходит с шариковой ручкой. Многие мои студенты пишут именно перьевыми ручками, причём с открытым пером – такие ручки более непривычны в наше время. Но именно они хорошо корректируют почерк. Естественно, в зависимости от фирмы производителя и марки перьевой ручки может быть разный эффект. Какие-то пишут тоньше. Какие-то толще. Письмо какими-то ручками можно приравнять в управлению дорогого автомобиля. Я очень рекомендую людям, которые чаще всего печатают, писать именно перьевой ручкой с открытым пером.

 

6. Какую информацию о человеке можно получить с помощью графологического анализа?

Динамические особенности – врабатываемость, мобильность, утомляемость, инерционность. Личностные особенности – особенности эмоционально-волевой сферы, уверенность, злопамятность, способности. Особенности межличностной сферы. Наконец, предрасположенности (а часто индикаторы) психического перенапряжения, стрессов, депрессии, психических отклонений.

 

7. Обычно со временем почерк меняется, с чем это связано?

Меняется динамический стереотип. Он идентичен особенностям речевого произношения, походке, реагированию. С возрастом и особенностями индивидуальной истории динамический стереотип претерпевает существенные изменения. В норме — почерк делится на детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий. Но также на изменение динамического стереотипа накладывают отпечаток состояние здоровья, перенесённые психические травмы и пр. Возвращение в предыдущим динамическим стереотипам у человека обычно заблокировано и возможно только посредством гипнотического возвращения к определённому (искомому) возрасту. Потому вы скорей всего не сможете написать так, как писали в детстве или подростковом возрасте.

8. Случались ли в Вашей практике, что графология ошибалась? Дает ли почерк точную характеристику или возможны исключения?

Очень важна подстройка к тезаурусу (субъективному языку) человека. Если интерпретация почерка точна, но ему не понятна, он может не согласиться. Поэтому очень важно правильно объяснить то, что удалось продиагностировать.

Определение пола и возраста не всегда могут быть абсолютно точными – бывают мужчины с женским характером, встречаются женщины маскулинного типа.

Но чаще почерки, вызывающие вопросы – это приятные логические упражнения. Так, однажды я работал с почерком и был удивлён тому, что почерк имеет юношескую манеру написания и в то же время моторику, характерную для пожилого возраста – нервные, резкие и дрожащие. Случай был интересный, юношеский почерк закономерно должен смениться взрослым, а затем старческим. Здесь же мы имели дело со случаем консервации возраста – это был почерк пожилой женщины, но кроме старческих особенностей написания (рука становится менее лабильна и менее удобна для письма, кроме того, быстро начинает утомляться) он был почерком молодой девушки лет семнадцати – восемнадцати. Я предположил, что она рано вышла замуж и у неё было несколько детей (общение с детьми может отвлекать от базовых возрастных задач – на них просто не остаётся времени). Догадка оказалась верной.

Ещё один пример – почти детская манера написания и, параллельно, склонности выносить суждения, причём категоричные. Женщина, приблизительно сорока лет. Стоило подумать, ведь здесь есть противоречие – инфантильность подразумевает зависимость, а здесь она странным образом сочеталась с независимыми суждениями. Было интересно и непонятно. Сначала была гипотеза о предрасположенности к шизофреническому раздвоению личности, но в то же время признаков патологии в почерке не было. А выяснилось, что эта дама пользовалась нецензурной лексикой через слово.. Заметная инфантильность оказалась зависимостью от крепкого словца. Было очень забавно. Совсем как узнать в «Черепахах» Сен-Санса крайне замедленный канкан.

 

9. Есть ли какие-то особенности характерные только для русского написания или графологические законы одинаковы для всех языков?

 

Да, конечно. Западноевропейские языки верхнерегистровые. Русский язык — нижнерегистровый. Под регистрами понимается написание - верхних или нижних «выбросов» в прописных буквах. Верхний регистр – это выход из верхней зоны письма в прописных буквах «б», «в», верхнее «д». Нижний регистр – выход из нижней зоны письма в прописных буквах «д», «з», «у», «ф», иногда- «р».

Сильно выраженные регистры мы называются «отягощѐнными». Промежуточный регистровый тип периодически встречается в прописных буквах «ф» и «р».

И, соотвественно, для каждого языка обязательно должна быть своя национальная школа итерпретации.

 

 

10. Вы основали в г. Москве и Московской области направление психологическая графология, преподаете спецкурс. Что дает он и кому и где могут пригодиться данные знания?

 

Психологическая графология уже больше десяти лет существует в качестве курса практических занятий, она чутка к новым изменениям в почерках, динамична, но моя задача довольно проста – описать и чѐтко объяснить каждый вычлененный параметр почерка. Мы выбрали путь медленный, даже латентный, но единственный – путь отказа от пустых собраний и работу в плане исследований проблематики почерка.

Курс в первую очередь ориентирован на людей с психологическим образованием, как некоторой необходимой базой, на которой можно обучать навыкам диагностики по почерку. Профессии слушателей – психологи, психотерапевты, психиатры, менеждеры по кадрам, руководители, лингвисты. Кому могут пригодиться эти знания? Думаю, любому думающему и внимательному к собственным личностным изменениям человеку.

 

11. Есть ли будущее у графологии в современном мире компьютеров и сотовых телефонов?

Да, есть. До тех пор, пока человек не печатает, а именно пишет – он продолжает общение с собой. Почерк является прослойкой между пишущим и его личностью. В любом случае остаются подпись и образцы почерка в документах. А чем меньше человек пишет, тем более беззащитен он перед диагностикой по почерку. А относительно компьютеров – электронный документ также является знаковой системой. Как и почерк - представляет интерес и манера размещения текста в документе, наличие речевых оборотов, использование знаков препинания, использование табуляции, даже длительность предложений в тексте говорят о многом.

12. Можно ли показать на примере известных российских деятелей (я на сайте видела ,что у Вас есть коллекция почерка) графологию в действии? И если я пришлю кусочек моего рукописного текста, можно ли его тоже проанализировать?

Сопоставление биографии и почерка известных людей — метод, являющийся излюбленным у многих графологов (К.Ромен, И.Ф.Монгенштерн, В.Маяцкий, Д.М.Зуев- Инсаров). С одной стороны, этот метод позволяет более подробно рассмотреть черты известной личности, с другой стороны – является крайне уязвимым для критики, так как всегда можно обвинить графолога в том, что он заведомо знал характер и биографию человека, почерк которого рассматривает. Таких интерпретаций у меня много, но я думаю, что мало интересно разбирать в данной статье почерки каких-либо известных людей. Если почитать публикации в Интернете — как только речь касается графологии, именно известных и разбирают. Не хочу комментировать. Но считаю, что это не слишком интересно. Более интересны почерки читателей, которые приходят на сайт. Впрочем, их интерпретации я публикую также редко, а в последнее время крайне редко отвечаю на запросы – основная работа отнимает много времени.

 

Но мне предложили идею написать книгу интерпретаций почерков классиков психологии — это более интересно, так как не каждый психолог может рассказать факты их биографии и уж совсем не каждый имел возможность видеть их воочию, слушать их лекции, общаться с ними. А анализ их почерков позволяет по-иному взглянуть на классика и увидеть за академическим мраморов живого человека. Я думаю над этим предложением.

 

 

Относительно вашего почерка:

Увы, разрешение фотографии очень небольшое. Так что то, что удалось увидеть на фотографии.

Умеренная общительность, хорошая социализация, умение взаимодействовать в социальной среде.

Потребность структурировать жизнь и держаться ровной дистанции при общении с людьми, в то же время периодически проявляется нестабильность, не всегда хватает возможности держать такую дистанцию, а по мере усталости проявляется некоторая нелогичность, смазывание прежнего сценария общения. По большей части накапливающееся таким образом напряжение идёт не вовне, а вовнутрь, откуда появляется предрасположенность к депрессивным состояниям, не склонность мечтать и планировать на длительное время, возможно — защитная реакция, табуирование — запрет планировать или думать на определённые темы. Потребность не проговаривать уже известного, тем самым как бы экономя время. На самом деле — психологическая защита — желание не проговаривать и не возвращаться к тому, что может тревожить. Потребность в постоянстве (на данный момент потребность не реализована).

Средняя врабатываемость. Склонность противодействвовать в случае, если идут против собственной точки зрения, причём принципиально, но не конфликтно, а косвенно. Возможна в таких ситуациях тоонкая ситуативная язвительность, но не агрессия.

Общий прогноз положительный при условии работы с возникающими депрессивными состояниями (они могут до определённого времени не распознаваться и проявляться в виде разражительности, часто как-бы случайной).

Увы, не всё полностью смог разглядеть на фото — очень маленькое разрешение.

 

С уважением, Дм. Смыслов

 

 

Дмитрий Анатольевич,

позвольте еще раз изумиться графологией в лице Вашей интерпретации моего почерка! Я сегодня перечитала и пришла к выводу, что 100% совпадение. Поразительно и с обывательской точки зрения непонятно совсем, как такие тонкие индивидуальные данные можно получить по одному предложению! С удовольствием почитаю Ваши статьи.

 

 

Елена Коток