Центр психологических инноваций  

Изучение эмоциональной устойчивости[3].

 

В психологической практике под эмоциональной устойчивостью иногда понимают устойчивость или, напротив, подвижность эмоциональных реак­ций, выраженность, яркость их проявления, что правильнее называть эмоциональностью, эмоцио­нальной лобильностью.

В психологии труда термин "эмоциональная ус­тойчивость" обозначает способность человека к сохранению устойчивости психических и психо­моторных процессов, к поддержанию профессио­нальной эффективности в условиях сильных пси­хогенных   воздействий.

Эмоциональная устойчивость противостоит напря­женности — эмоциональному состоянию, харак­теризуемому временным понижением устойчи­вости психических и психомоторных процессов, падению профессиональной эффективности  при СИЛЬНЫХ    ЭМОЦИЯХ.

Напряженность не следует путоть с эмоциональ­ным, или психическим, напряжением — стеничес-ким состоянием, для которого характерны мо­билизация функциональных резервов, волевые усилия на преодоление трудностей, или с эмо­циональным возбуждением, возникающим в ответ на эмоциогенные воздействия иногда и не в свя­зи с волевыми актами. Некоторые авторы вмес­то термина "эмоциональное напряжение" приме­няют термин "операциональная напряженность", понимая под ним позитивное состояние с доми­нированием процессуального мотива. Это поня­тие противопоставляется эмоциональной напря­женности как негативному состоянию, описание которого соответствует приведенному ранее. Эмоциональная устойчивость — это личностное качество, связанное с социально обусловленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мотивы к преодолению послед­ствий психогенных воздействий, стремлением противостоять напряженности. Эмоциональная устойчивость  зависит  от  силы   нервных  процес сов. Слабость возбудительного и тормозного процессов обычно совпадает с низкими показа­телями эмоциональной устойчивости. Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоцио­нальной сферы. Повышенная эмоциональность, выраженность, избыточность эмоциональных ре­акций, личностная тревожность способствуют развитию состояния напряженности, которая, как отмечалось, обычно свидетельствует о недостаточ­но высокой эмоциональной устойчивости. Послед­няя характеризуется некоторой динамичностью. С одной стороны, она может снижаться вслед­ствие неблагоприятного функционального, психи­ческого состояния, недостаточной подготовленно­сти к предстоящей деятельности, неуверенности в ее успехе. С другой стороны, хорошая профес­сиональная и специальная психологическая под­готовка, адаптация к вероятным психогенным факторам, повышение чувства уверенности в сво­их силах предопределяют повышение эмоцио­нальной устойчивости.

Кроме того, выделяют эмоциональную устойчи­вость при выполнении какой-либо определенной профессиональной, спортивной или иной дея­тельности в связи с хорошей подготовкой к ней, адоптацией к ее условиям. Например, иногда го­ворят об эмоциональной устойчивости летчика, спортсмена, оперативного работника. Такие свой­ства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, боксер, который характеризу­ется высоким самообладанием на ринге, может не проявить высокой эмоциональной устойчиво­сти при обучении технике пилотирования, и на­оборот. Однако все эти свойства, как правило, непосредственно зависят от общего уровня эмо­циональной устойчивости, характеризующей лич­ность в ее наиболее общих чертах. Цель занятия — научиться оценивать эмоциональ­ную устойчивость и прогнозировать напряжен­ность. Эмоциональная устойчивость оценивается путем сопоставления показателей различных видов де­ятельности, устойчивости психических и психомо­торных процессов до и после достаточно сильного эмоциогенного воздействия, При этом учитывают­ся внешние проявления эмоций и изменения s физиологических    реакциях.

Целесообразно около 20—25 % участников заня­тия привлечь в качестве испытуемых, выполняю­щих какую-либо деятельность на аппаратуре опе­раторского типа; остальные выступают в роли экспериментаторов. Испытуемые проходят исход­ное обследование избранными тестами и путем регистрации материалов наблюдения. Затем осу­ществляется эмоциогенное воздействие, вновь проводится тестирование, регистрация данных наблюдения, которые целесообразно повторить и в восстановительном периоде (через 10—15 мин отдыха).

В эксперименте особенно важно на фоне из­бранной деятельности стимулировать эмоцио­нальный ответ, выбрав соответствующий эмоциогенный фактор.

Внешние проявления и физиологические сдви­ги свидетельствуют о выраженных эмоциональ­ных реакциях в ответ на эмоциогенные воздей­ствия. Однако об эмоциональной устойчивости следует судить лишь с учетом происходящих на их фоне изменений в устойчивости психических и психомоторных процессов в какой-либо оцени­ваемой деятельности.  При  этом можно  проводить различное тестирование, важно лишь, что­бы исходные данные были взяты в спокойном состоянии, а повторные — после эмоциогенного воздействия.

Данные наблюдения за внешними проявления­ми эмоций и некоторыми физиологическими ре­акциями оцениваются по пятибалльной шкале (5 — наивысший показатель, 1 — наиболее низ­кий).

Для характеристики деятельности вместо пере­численных далее тестов можно использовать раз­личные реальные профессиональные действия, физические упражнения. Иными словами, подоб­ранные тесты должны характеризовать основные психологические и психомоторные процессы в связи с вероятной деятельностью испытуемых. Например, при обследовании специалистов про­фессий операторского профиля применялся сле­дующий набор тестовых заданий: на кратковре­менную память (слово и числа); на оперативную память (сложение в уме чисел); на устойчивость внимания (по таблицам с кольцами Ландольдта); на концентрацию внимания (тест перепутанных линий]; на переключение и распределение вни­мания (по красно-черным таблицам с буквами); на составление слов из слогов (вербальный тест); на сенсомоторную координацию. Ухудше­ние большинства результатов тестирования пос­ле эмоциогенного инструктирования являлось важным показателем низкой эмоциональной ус­тойчивости.