Изучение эмоциональной устойчивости[3].
В психологической практике под эмоциональной устойчивостью иногда понимают устойчивость или, напротив, подвижность эмоциональных реакций, выраженность, яркость их проявления, что правильнее называть эмоциональностью, эмоциональной лобильностью.
В психологии труда термин "эмоциональная устойчивость" обозначает способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях сильных психогенных воздействий.
Эмоциональная устойчивость противостоит напряженности — эмоциональному состоянию, характеризуемому временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падению профессиональной эффективности при СИЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ.
Напряженность не следует путоть с эмоциональным, или психическим, напряжением — стеничес-ким состоянием, для которого характерны мобилизация функциональных резервов, волевые усилия на преодоление трудностей, или с эмоциональным возбуждением, возникающим в ответ на эмоциогенные воздействия иногда и не в связи с волевыми актами. Некоторые авторы вместо термина "эмоциональное напряжение" применяют термин "операциональная напряженность", понимая под ним позитивное состояние с доминированием процессуального мотива. Это понятие противопоставляется эмоциональной напряженности как негативному состоянию, описание которого соответствует приведенному ранее. Эмоциональная устойчивость — это личностное качество, связанное с социально обусловленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мотивы к преодолению последствий психогенных воздействий, стремлением противостоять напряженности. Эмоциональная устойчивость зависит от силы нервных процес сов. Слабость возбудительного и тормозного процессов обычно совпадает с низкими показателями эмоциональной устойчивости. Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Повышенная эмоциональность, выраженность, избыточность эмоциональных реакций, личностная тревожность способствуют развитию состояния напряженности, которая, как отмечалось, обычно свидетельствует о недостаточно высокой эмоциональной устойчивости. Последняя характеризуется некоторой динамичностью. С одной стороны, она может снижаться вследствие неблагоприятного функционального, психического состояния, недостаточной подготовленности к предстоящей деятельности, неуверенности в ее успехе. С другой стороны, хорошая профессиональная и специальная психологическая подготовка, адаптация к вероятным психогенным факторам, повышение чувства уверенности в своих силах предопределяют повышение эмоциональной устойчивости.
Кроме того, выделяют эмоциональную устойчивость при выполнении какой-либо определенной профессиональной, спортивной или иной деятельности в связи с хорошей подготовкой к ней, адоптацией к ее условиям. Например, иногда говорят об эмоциональной устойчивости летчика, спортсмена, оперативного работника. Такие свойства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, боксер, который характеризуется высоким самообладанием на ринге, может не проявить высокой эмоциональной устойчивости при обучении технике пилотирования, и наоборот. Однако все эти свойства, как правило, непосредственно зависят от общего уровня эмоциональной устойчивости, характеризующей личность в ее наиболее общих чертах. Цель занятия — научиться оценивать эмоциональную устойчивость и прогнозировать напряженность. Эмоциональная устойчивость оценивается путем сопоставления показателей различных видов деятельности, устойчивости психических и психомоторных процессов до и после достаточно сильного эмоциогенного воздействия, При этом учитываются внешние проявления эмоций и изменения s физиологических реакциях.
Целесообразно около 20—25 % участников занятия привлечь в качестве испытуемых, выполняющих какую-либо деятельность на аппаратуре операторского типа; остальные выступают в роли экспериментаторов. Испытуемые проходят исходное обследование избранными тестами и путем регистрации материалов наблюдения. Затем осуществляется эмоциогенное воздействие, вновь проводится тестирование, регистрация данных наблюдения, которые целесообразно повторить и в восстановительном периоде (через 10—15 мин отдыха).
В эксперименте особенно важно на фоне избранной деятельности стимулировать эмоциональный ответ, выбрав соответствующий эмоциогенный фактор.
Внешние проявления и физиологические сдвиги свидетельствуют о выраженных эмоциональных реакциях в ответ на эмоциогенные воздействия. Однако об эмоциональной устойчивости следует судить лишь с учетом происходящих на их фоне изменений в устойчивости психических и психомоторных процессов в какой-либо оцениваемой деятельности. При этом можно проводить различное тестирование, важно лишь, чтобы исходные данные были взяты в спокойном состоянии, а повторные — после эмоциогенного воздействия.
Данные наблюдения за внешними проявлениями эмоций и некоторыми физиологическими реакциями оцениваются по пятибалльной шкале (5 — наивысший показатель, 1 — наиболее низкий).
Для характеристики деятельности вместо перечисленных далее тестов можно использовать различные реальные профессиональные действия, физические упражнения. Иными словами, подобранные тесты должны характеризовать основные психологические и психомоторные процессы в связи с вероятной деятельностью испытуемых. Например, при обследовании специалистов профессий операторского профиля применялся следующий набор тестовых заданий: на кратковременную память (слово и числа); на оперативную память (сложение в уме чисел); на устойчивость внимания (по таблицам с кольцами Ландольдта); на концентрацию внимания (тест перепутанных линий]; на переключение и распределение внимания (по красно-черным таблицам с буквами); на составление слов из слогов (вербальный тест); на сенсомоторную координацию. Ухудшение большинства результатов тестирования после эмоциогенного инструктирования являлось важным показателем низкой эмоциональной устойчивости.