Центр психологических инноваций  

Технология проведения графологического эксперимента (из книги Дм.Смыслова "Психографология" (2007).

 

Получить образец почерка клиента возможно несколькими способами:

1. работая с готовым образцом почерка клиента, высланным по почте или переданным заинтересованным лицом.

2. получив образец почерка непосредственно от клиента.

3. используя психобиографическую анкету, в которой помимо информации о биографии, специалист-графолог получает также и образец почерка.


Рассмотрим эти способы подробнее.

1. работая с образцом почерка клиента, переданным кем-либо или высланным по Интернету. К этому же варианту можно отнести диагностику личности клиента по его подписи в документе или в паспорте, а также по любому документу с почерком клиента.

При этом, образец почерка, отсканированный, полученный по факсу или ксерокопия теряет достаточно много информации, поэтому такой образец почерка считается нежелательным.


2. получение образца почерка непосредственно от клиента. Этот способ простой и сложный способ одновременно. Дело в том, что нужно получить разные варианты почерков клиента. При условии, что его удаётся замотивировать на   проведение графологического эксперимента, вопрос почти решённый. Но, если клиент начинает вести себя напряжённо, он может и не согласиться дать образец своего почерка для графологического анализа.

В психодиагностике в этом плане принято выделять две ситуации – ситуацию эксперта и ситуацию клиента.

В ситуации клиента, человек обращается за помощью к специалисту, охотно идёт на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукраситьть себя или фальсифицировать результаты.

В ситуации экспертизы человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать “экзамен", а для этого вполне осознанно контролирует своё поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете  (или добиться своей цели даже ценой стимуляции отклонений и расстройств).

Таким образом, пришедший на консультирование клиент, находящийся в ситуации экспертизы, требует дополнительного к себе внимания. В процессе беседы у него необходимо снять внутреннюю напряжённость, подозрительность, заинтересовать его на работу с психографологом. Снятие напряжённости и  подозрительности у клиента возможно через использование приятного тембра голоса и проявлении интереса и благожелательности к клиенту.

 

В процессе небольшой беседы, которая может длиться не более пяти минут, необходимо получить у клиента, как минимум, два варианта почерка.

Первый вариант должен быть привычным, типичным для обычного письма клиента.

Второй вариант – почерк в состоянии спешки.

Обычно дают нейтральный образец текста клиенту и просят его написать первый абзац привычным почерком. После чего, прошу следующий абзац записать очень быстро, словно времени катастрофически не хватает. Этот вариант почерка будет говорить об особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.

 

Вот пример из учебной практики нашего ученика Михаила. На супервизии он играет роль психографолога. Около него сидит клиент.

Михаил:

«Напишите пожалуйста на листе бумаги качества вашей личности, которые вы считаете важными».

Клиент пишет.

«А теперь вспомните ваше любимое стихотворение» (клиент довольно заулыбался) «и запишите первые несколько строк этого стихотворения, только очень быстро».

Клиент пишет. Он заинтересован в работе с психографологом и ожидает результатов.

 

Наконец, если мне необходимо установить, как ведёт себя клиент в случае, когда нужно быть очень внимательным, его просят написать тем почерком, каким он писал ровно пять лет назад. Как правило, клиенты в этом случае начинают напрягаться, вспоминая, что происходило пять лет назад.

На самом деле, это задание направлено не на определение почерка пятилетней давности (такой почерк можно получить через введение клиента в гипноз). Истинная цель задания ускользает от клиента. Очевидно, что моторно-двигательный стереотип за такой небольшой промежуток времени (при условии, что перед нами – клиент старше 21 года, иначе – мы увидим просто подростковую модель написания почерка) почерк не может измениться кардинально. В то же время, испытуемый, сам того не желая, акцентирует в почерке параметры, которые имели для него особую значимость. А они чётко указывают на личностные проблемы, которые были для клиента актуальны в последнее время.   

 

В случае, если клиент заявляет, что у него несколько почерков, необходимо попросить его написать этими почерками по абзацу.

Для усиления личностных черт в почерке, можно менять содержание абзацев – начать с нейтрального, после чего предложить абзац с текстом, имеющим личностное содержание. После чего, снова предложить нейтральный абзац, который, в свою очередь, снова сменить абзацем, представляющим для клиента интерес. Рационально использовать до четырёх текстов различного содержания. От большего количества испытуемый просто устанет. Текст клиенту следует давать переписывать, либо, можно текст диктовать экспериментируя со скоростью написания (от быстрого к очень медленному). 

 

Приведём пример:

 


Текст № 1, нейтральный.

«Я  выпил  чашку  кофе, горячего и безвкусного, купил гроздь бананов для моей обезьянки и провел еще минут десять в гастрономическом магазине. Прошло всего часа полтора, - и вот крохотный пилигрим  Гум-Гум  появился  опять  на дороге, ведущей назад к "Каштановому Двору".

     Девочка,  виденная  мной  по  пути  в город, теперь исчезала под грузом белья, помогая убирать кабинки кривому мужлану, чья большая голова и  грубые черты  напомнили мне так называемого "бертольда", один из типов итальянского балагана».  

(В.Набоков. «Лолита»).

 


Текст №2. Писать быстро.

 

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина.

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

 

Скрипят, скрипят по Невскому полозья:

на детских сапках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных.

 

Так с декабря кочуют горожане, --

за много верст, в густой туманной мгле,

в глуши слепых обледеневших зданий

 отыскивая угол потеплей.

 

(О.Берггольц. «Ленинградский дневник»)

 


Текст № 3. Нейтральный. Писать медленно.

От  первого  участия советских фехтовальщиков  в больших  международных соревнованиях -  XV  Олимпийских  играх в  Хельсинки -  до выступления наших мастеров  клинка  на  первенстве  мира  1967  г.  в  Монреале  прошло  всего пятнадцать  лет, а  как  не  похожи эти  два  выступления.  В Хельсинки наши фехтовальщики не  получили  ни одного  очка - это был полный  "провал".  А в Монреале  завоевали   из  восьми  возможных  золотых   медалей  шесть.  Наши "мушкетеры" ежегодно выигрывают самый почетный приз - "Большой приз наций".

(Аркадьев. Тактика в фехтовании).

 


Текст № 4. Писать быстро.

 

Созвали Синдольт, Хунольт, а также Румольт смелый

Дворцовую прислугу и принялись за дело,

Спеша убрать к прибытью невесты с женихом

Шатры, уже разбитые на берегу речном.

 

Отважный Ортвин с Гере трудились, им под стать.

Они гонцов к вассалам успели разослать,

На свадьбу государя прося их всех прибыть.

Не управлялись женщины себе наряды шить.

("Песнь о Нибелунгах", "Наука", Л., 1972).

 


Так, в результате, мы получаем достаточный для графологического анализа набор разных вариантов написания текста.

Но, для большей точности, можно порекомендовать попросить испытуемого принести его образец почерка, которым он писал несколько лет назад.

 

Использование психобиографической анкеты.

Для проведения психографологического исследования мы считаем уместным применить психобиографический формализованный метод исследования личности,  который даёт дополнительную информацию о клиенте, позволяя понять этиологию возникновения у него того или иного состояния.

Данную анкету целесообразно использовать как в качестве обязательного условия при приёме на работу, так и в обычной психографологической практике.

Вспомним пункт 5.1. прав и обязанностей психографолога: «В качестве согласия кандидата на составление графологического заключения мож­но рассматривать подачу им написанной от руки биографии вместе с другими документами о приеме на работу».

Главным преимуществом анкеты является смещение внимания клиента с его почерка на события его биографии. При этом, вместе с образцом почерка, мы получаем дополнительную о клиенте информацию, необходимую нам для постановки этиологического диагноза.

 

 

 

[1] Исследование личности психобиографическим методом: Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.Крылова. 1990